Римское право — Древнего Рима.

Именно римское право стало образцом составления тонко отработанных, искусных юридических правил, принципов, формул. Ф. Энгельс называл его в известном смысле «всемирным», а некоторые юристы XIX в. видели в чем чуть ли не «писаный разум».

Почему в Древнем Риме возникла столь совершенная система правовых норм? Это была эпоха только-только зарождающейся цивилизации, эпоха рабства, гладиаторов, культа силы, грубых и жестоких нравов. И в то же время такие достижения в области права! Чем это можно объяснить?

О ряде причин мы знаем: это развитие государства в Древнем Риме, возможность сосредоточить и Риме все мировые юридические достижения того времени (любопытный момент: ведущие юристы Древнего Рима занимались вопросами права не ради вознаграждения — они его не получали, а ради почета и славы).

И все же создание столь совершенной системы общих правовых норм в эпоху, отстоящую от нас почти на две тысячи лет, когда юридические системы в целом были довольно примитивны, — явление в чем-то загадочное.

На память приходят слова К. Маркса о древнегреческом искусстве: «Взрослый человек не может снова стать ребенком, не впадая в детство. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизвести присущую ребенку правду? Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный характер в его натуральной правде? И почему историческое детство человечества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень?».

Римское право — это своего рода выражение «детства» человечества. Как Древняя Греция оставила человечеству вечно молодое, непревзойденное изобразительное искусство, так и Древний Рим подарил миру юридический шедевр.

Основное в том, что именно в римском праве наиболее четко проявились важные особенности закона, содержащихся в нем правовых норм. Иными словами, римское право продемонстрировало, что в законе мы встречаемся и с наукой, и с искусством: наукой справедливости и искусством разрешения конфликтов. Долгие века в эксплуататорских обществах закон служил меньшинству людей — эксплуататорам, был в их руках мощным рычагом угнетения.

Только в социалистическом обществе закон в полной мере раскрыл те свои достоинства, которые можно назвать и наукой, и искусством. Один из первых русских правоведов Горюшкин называл юридическую науку «законоискусством».

Сейчас в нашем обществе юридические дела большинству людей представляются довольно простыми из самой что ни есть обыденной жизни, порой весьма непривлекательной. Хулиганство, кража, возмещение имущественного вреда… Есть ли в этой области юридической практики наука и искусство? Другое дело — деятельность следователя, прокурора, судьи, распутывающего сложный клубок человеческих взаимоотношений, фактов, столкновений интересов, судеб! Это исследовательская, построенная на науке и по-своему искусная деятельность. А ныне действующий советский закон, говорящий о преступлениях, возмещении имущественного вреда и т. д., имеет ли в себе тонкие и искусные юридические решения?